Изменения в лесном законодательстве

 

1 октября 2016 года вступил в силу федеральный закон "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов" от 30 декабря 2015 года № 455-ФЗ, существенно изменивший в числе прочего требования по включению или невключению санитарных рубок в расчетную лесосеку. Теперь этот вопрос регулируетя четырьмя разными статьями Лесного кодекса РФ по-разному для пяти разных ситуаций.

Во-первых, сохраняется старая статья 53.7 "Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров", дающая ответ на этот вопрос применительно к санрубкам, связанным с лесными пожарами. В части 5 этой статьи говорится следующее:

"Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается".

Соответственно, могут быть две разные ситуации: во-первых, когда пожар соответствовал критериям введения ЧС, и ЧС в реальности вводилась - в этом случае проведение санрубки представляет собой ликвидацию последствий ЧС, и заготовленный объем в расчетную лесосеку не включается; во-вторых, когда пожар не соответствовал, или ЧС в реальности не вводилась (например, из-за искажения и сокрытия сведений об этом пожаре) - в этом случае проведение санрубки формально не является ликвидацией последствий ЧС, и заотовка древесины должна вестись в пределах расчетной лесосеки (ч. 4 ст. 29 Лесного кодекса РФ - "запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины".

Во-вторых, введена новая статья 60.8 "Ликвидация очагов вредных организмов", относящая к мерам по ликвидации очагов вредных организмов "рубку лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами". В части 3 этой статьи говорится следующее:

"Объем древесины, заготовленной при проведении мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, в расчетную лесосеку не включается".

Таким образом, если санитарная рубка проводится с целью ликвидации очага (очагов) вредных организмов, объем заготовленной при ней древесины в расчетную лесосеку не включается.

В-третьих, введена новая статья 60.7 "Предупреждение распространения вредных организмов", относящая к этому предупреждению проведение "санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений". В этой статье ничего не говорится по поводу включения или не включения заготовленной при таких рубках древесины в расчетную лесосеку; соответственно, применительно к ней "по умолчанию" действует часть 4 ст. 29 - "запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины".

В-четвертых, ко всем остальным случаям проведения санитарных рубок, не урегулированным специально статьями 53.7, 60.7 и 60.8 Лесного кодекса РФ, "по умолчанию" также должна применяться часть 4 ст. 29 - "запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины".

Получаются пять разных ситуаций:

1. Если санрубка связана с пожаром, и пожар являлся ЧС - объем заготовленной древеины не включается в расчетную лесосеку;

2. Если санрубка связана с пожаром, но пожар не являлся ЧС - объем заготовленной древесины включается в расчетную лесосеку;

3. Если санрубка связана с ликвидацией очага вредных организмов - объем заготовленной древесины не включается в расчетную лесосеку;

4. Если санрубка представляет собой рубку поврежденных или погибших от вредных организмов насаждений, но не связана непосредственно с ликвидацией их очагов - объем заготовленной древесины включается в расчетную лесосеку;

5. Во всех остальных случаях проведения санитарных рубок объем заготавливаемой при них древесины включается в расчетную лесосеку.

Чем конкретно в пограничных ситуациях (в спорных случаях) отличаются санрубки, связанные с ликвидацией очагов вредных организмов, от санрубок, связаных с рубкой погибших и поврежденных насаждений - пока действующее законодательство однозначно не определяет.
                                                                                   материал с сайта http://www.forestforum.ru/
77ce5bd704eacaed8e864a6518bc60cb.jpg